VRAM (англ. Video Random Access Memory) — ОЗУ для видеоизображений. Оперативная память для временного хранения изображения (буфер кадра), сформированного видеоадаптером и передаваемого на видеомонитор.
Является двухпортовой памятью — может одновременно записывать данные для изменения изображения в то время, когда видеоадаптер непрерывно считывает содержимое для прорисовки его на экране.
WRAM (англ. Window Random Access Memory, произносится «дабл-ю-рэм») — «оконное» ОЗУ. Является схемотехническим развитием памяти VRAM — в этой разновидности памяти добавлены электронные логические схемы, ускоряющие общие видеофункции, такие как перенос битовых блоков (англ. bit-block transfer, bitblt) и заполнение по шаблону (англ. pattern fill).
По стоимости WRAM близка к VRAM, но может заметно повысить скорость работы некоторых графических приложений, например воспроизведения видео или компьютерной анимации. Разработана компанией Samsung Electronics, которая заявила, что WRAM позволяет развивать скорость передачи данных до 640 Мбайт/с (что на 50 % превышает показатели VRAM), при этом устройства WRAM стоят дешевле, чем их VRAM-аналоги.
В результате нескольких лет эксплуатации технология WRAM подверглась тщательному анализу и в видеосистемах уступила памяти типа SDRAM[1]. WRAM был использован в видеокартах Matrox MGA Millennium и Millennium II[2] (
Технологии (VRAM, WRAM, MDRAM и SGRAM), используемые в видеоадаптерах, относятся к динамической оперативной памяти, работа которой имеет ряд особенностей.
Во-первых, доступ к ней осуществляется достаточно крупными блоками.
Во-вторых, она должна быстро перезаписывать большие объемы данных без прерывания процедуры считывания, так как образ картинки, формируемой на экране монитора, постоянно считывается из этой памяти с частотой кадровой развертки монитора, и одновременно в эту же память операционная система осуществляет запись, в результате чего происходит изменение изображения.
Эту задачу наиболее эффективно решает так называемое двухпортовое ОЗУ, для которой возможно одновременное считывание данных системой развертки и запись.
Двухпортовая память представлена дорогостоящей VRAM и более дешевой и быстрой WRAM. В системах с двухпортовой памятью увеличение частоты развертки не приводит к снижению производительности видеоадаптера, поэтому в профессиональных моделях, рассчитанных на использование с большими (19 дюймов и более) мониторами, применяется преимущественно такая видеопамять.
Для ускорения доступа к памяти со стороны графического ускорителя (что особенно важно в 3D-акселераторах ) используется либо память MDRAM, использующая распараллеливание операций доступа к данным между большим количеством банков памяти, либо синхронная память SGRAM (аналог SDRAM, оптимизированный для задач видеопамяти), либо обычная SDRAM.